Мистерия Волшебства

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мистерия Волшебства » Шаманизм в современном мире » Шаманизм Северной Америки


Шаманизм Северной Америки

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Народ Зуни (живут в штате Нью-Мексико), особо известными своими каменными фигурками-фетишами

Духи охоты и животных

Некоторые из духов, в том числе и духов качина, управляют охотой и животными духами. Учитывая сильный акцент на теме плодородия и урожая, может вообще показаться странным, что охоте находится место в рамках религии зуни. Но мы должны помнить, что охотничья субструктура американских индейских культур играет заметную роль в жизни всех племен и охота является вспомогательным экономическим занятием в культуре пуэбло. Следовательно, можно ожидать, что следы старой охотничьей идеологии будут найдены и у зуни. Они заботятся о том, чтобы кости убитого зверя не растаскивались, оказывают знаки почета убитому животному с помощью одеял и украшений, а изображения животных на глиняной посуде и символических щитах, принадлежащих жрецам, имеют линию, прочерченную от рта к сердцу, — «линию жизни» животного36.
Охотничье прошлое и его все еще сохранившееся значение для жизни племени объясняют веру в животных духов у зуни. Одной из категорий духов являются звериные боги или промысловые боги, «хозяева» различных видов животных. Главный среди них Горный Лев, страж севера (потому что он желтый, а это — цвет севера). Следующие по рангу — Медведь, страж запада; Барсук, страж юга; Волк, страж востока, Орел, страж неба, и Крот, страж подземного мира, — все они связаны с цветами, соответствующими священным направлениям. Однако, согласно религиозной организации зуни, эти промысловые боги подчиняются Пошаянки, вождю двенадцати знахарских общин, и являются его персональными стражами. Другими словами, представители охотничьей культуры и «неприрученной» природы организо¬ваны в социорелигиозную систему урбанистического, аграрного общества зуни. Животные духи несут и целительные функции в дополнение к старым обязанностям приносить удачу в охоте. Первые вытеснили в настоящее время последние. Животные духи стали также и богами магии и колдовства.
Другая категория животных духов — «хозяева» копытной дичи. Они также выстроены согласно священным направлениям, хотя к ним были добавлены «хозяева» других животных — для получения необходимой цифры шесть: Олень на севере, Горный Баран на западе, Антилопа на юге, Белохвостый Олень на востоке, Заяц в зените и Кролик в надире. Есть также упоминание о «матери» всех промысловых животных, помогающей им размножаться и живущей к югу от зуни. Эта концепция явно конфликтует с другой, согласно которой мертвые животные уходят в великую «деревню» духов качина, на дно священного озера, расположенного к западу от зуни, и остаются там. Вполне естественно, что эта «мать дичи» выступает как враг озерных качина.

Алтари, маски и фетиши

Ритуальная система зуни не может быть понята без изучения священных объектов, принадлежащих различным организациям и используемых в ритуаль¬ных целях. Центральным предметом является алтарь Он находится в ритуальной комнате у стены, противоположной от двери, и со¬стоит из фетишей и других священных предметов, установленных на полу перед раскрашенной деревянной плитой. Вот описание алтаря общества Дождя: во¬семь фетишей из колосьев маиса лежат на выступе с темным узором, от которого ведут восемь маисовых дисков, оканчивающихся двумя раздвоенными линиями с наконечниками
стрел на концах. Фетиши из колосьев окружены черепашьими панцирями. Четыре маисовые линии образуют два креста, помещенные в круг; как и везде в Северной Америке, такие кресты в круге символизируют мир и четыре стороны света.
Как уже упоминалось, танцоры и персонификаторы богов превращаются в эти существа, надевая маски. Согласно поверью, духи качина — главные «существа в масках» — отказываются лично посе¬щать селения людей, потому что, возвращаясь в свой мир, они «уводят» с собой людей в глубь священного озера. Поэтому они говорят индейцам, чтобы те надевали маски, представляющие их, и исполняли ритуалы, которые иначе пришлось бы исполнять самим духам качина. Маска поэтому священна и принимает на себя атрибуты бога.
Представление сверхъестественных существ с помощью масок — общее явление в тайных союзах, развившихся в рамках земледельческих культур. Таинственное постижение духов в видениях здесь было вытеснено коллективной демонстрацией духов в драматических пред¬ставлениях, в которых присутствие духа выражается с помощью маски и шкуры связываемого с ним животного Есть, несомненно, и случаи визионарных опытов среди зуни, к примеру, при посвящении во врачебные общества. (Выше мы уже отмечали шаманическую основу этих обществ.) Более того, жрецы Дождя принимают психотропное вещество Datura stramonium, чтобы впасть в транс и получить, таким образом, знахарскую силу или способность к прорицанию. Тем не менее считается, что общение с духами происходит в основном во время ритуальных церемоний в масках — не в видениях. В масках проявляется сверхъестественный мир.
Существует много типов масок. Полумаски или полоски кожи, надеваемые на лицо, от линии волос ко рту и от одного уха к другому, часто носятся женщинами. Полные лицевые маски имеют сформованный нос и отверстия для глаз и губ, но оформлены они не в реалистической манере, скорее, похожи на карикатуры. Маски-шлемы окружают голову, подобно круглому мешку, надетому поверх головы. Эти маски, полностью укрывающие голову танцора, сделаны из оленьих, бизоньих или воловьих шкур. Маска обычно украшена пучком перьев; чем больше их, тем важнее дух качина, олицетворяемый этой маской. Пушистые перья представляют «дыхание дождя». Реалистические символы, например прикрепленные рога оленя или стилизованные геометрические фигуры, указывают на возможные сверхъестественные ассоциации. В дополнение к этому маски раскрашиваются теми же узорами, что мы находим на ритуальной глиняной посуде, алтарных досках и в песчаной живописи, что свидетельствует о сильной религиозной интеграции. Маски обычно изготовлены очень тщательно и являются образцами высокого ремесленного мастерства.
Существует более ста типов масок, каждая имеет свое собственное название и изображает конкретного бога или духа. Все они могут быть подразделены на два главных вида. К первому относятся очень древние маски, остающиеся племенной собственностью. Они представляют богов качина высокого ранга и считаются наиболее опасными. Их хранят в запечатанных кувшинах в домах, а наследственными хранителями являются владельцы этих домов. Прежде чем надеть такие маски, требуется совершить у реки обряды жертвоприношения духам предков, а также установить молитвенные трости; следует также воздерживаться от сексуальных контактов в течение четырех дней после их ношения. К другой категории относятся маски, являющиеся личной собственностью. Такие маски служат персональными фетиша¬ми. Некоторые зуни имеют по нескольку таких масок. После смерти индейца маска хоронится возле «деревни качина» для поддержания личного статуса человека среди духов качина. Только те, кто имел такие маски, могут вернуться как духи в плясках качина.
Мы наконец подошли ко всем талисманам, камням, перьям, колось¬ям маиса и другим предметам, которые ученые называют общим термином «фетиши», словом, впервые примененным португальцами к священным предметам Западной Африки. Тем не менее этот термин используется и для обозначения священных объектов зуни — с тех пор как Кушинг написал свою классическую (но не очень удачную) работу «Фетиши зуни» в 1883 г. Эти фетиши, включающие и маски, не стоят вне общего ряда американских культовых явлений. Так же как «маски¬рованные» существа в ритуалах у зуни замещают духов в видениях у других индейских племен, так и различные виды фетишей зуни заменяют знахарские наборы, присутствующие в религиозных традициях многих других племен. Они выполняют те же функции: и фетиши, и знахарские наборы являются видимыми знаками связей между сверхъестественными существами и человеком. Фетиши и маски обладают сверхъестественной силой: заброшенные или оскверненные, они могут принести несчастье своим хранителям.Ни одно племя пуэбло не имеет' такого развитого ритуализма, как зуни; и ни одно племя пуэбло не придает такого значения фетишам, как зуни. Каждый может иметь персональный фетиш, например маленький камушек, найденный в горах, которому вследствие его формы или цвета могут быть приписаны сверхъестественные свойства. Такие мелкие фетиши обычно являются личными охотничьими амулетами и хранятся в мешочках из оленьей кожи, свисающих на ремешках с шеи владельца. Это наиболее часто используемые фетиши, помогающие охотникам поймать и убить дичь. Из древнего животного ритуализма происходит идея, что при соответствующем использовании фетиша дух убитого зверя может получить жизнь после смерти.
Наиболее могущественные фетиши не являются личной собствен¬ностью, а связаны с ритуальными союзами, особенно с жреческими группами. Фетиши жрецов Дождя, эттоуэ, — наиболее священные предметы у зуни, источник власти жрецов. Они могут быть двух видов: водяные фетиши и маисовые фетиши. Считается, что это застывшие сверхъестественные существа. Согласно преданиям, они были принесе¬ны первыми предками из четвертого подземного мира и хранятся в настоящее время в запечатанных глиняных сосудах в тех же домах, куда они были помещены после «выхода на землю». Знахарские союзы имеют большие фетиши в форме животных, такие, как каменные изображения звериных богов. Они украшают раскрашенные плиты алтарей этих обществ. Каждое изображение регулярно, каждый день, получает пищу из рук женщины, проживающей в этом же доме, где оно хранится. На одной из стенок сосуда есть отверстие, от 2 до 10 см в диаметре, через которое «кормят» фетиш.
Фетиши, походящие на животных, вполне конкретным способом используются в обрядах лечения. Например, союз Муравья лечит кож¬ные болезни, кладя свой фетиш, изображение нерки, привязанное к рожку знахарского мешочка, на подушку пациента, рядом с его ртом. Процедура сопровождается песнопениями, исполняемыми членами союза — каж¬дое утро в течение двенадцати дней.

Жертвоприношения«Кормление» фетишей есть, конечно, не единственная форма при¬ношений в религии зуни. Другими духами, получающими жертвоприно¬шения, являются души предков. Перед едой все участники трапезы выбирают из каждого блюда по кусочку, дышат на него и говорят: «Примите, души моих предков, и съешьте; воскресните с помощью вашего божественного знания и сердец; пришлите нам воду, пришлите семена земли и помогите нам дожить до великих седин». После того как сказана эта «молитва», выбранный кусок пищи бросается в огонь. Кушинг, записавший в XIX в. эти слова, добавлял, что никогда не видел, чтобы зуни, старый или молодой, попробовал еду без произнесения этого заклинания, хотя бы и в сокращенной форме. Существует один великий день жертвоприношений духам предков, «День Бабушек» (подобно Дню Поминовения у христиан), когда большие количества пищи бросаются в огонь или реку. Католичество и туземные религиозные традиции сошлись в этом ритуале.
Жертвования в виде пищи приносятся духам предков, качина и фетишам. Другой пример жертвоприношений — «молитвенная мука», то есть маисовая мука, смешанная с толчеными белыми раковинами и бирюзой. Эта мука предлагается Солнцу каждое утро и разбрасывается над танцорами качина и священными предметами как освящающий элемент. Она также используется для обозначения священных троп и натирания новорожденных и умерших.
Молитвенные трости также вид приношения. К обтесанной ветке красной ивы прикрепляются перья; затем они раскрашиваются в сим¬волизирующие цвета (к примеру, синий и желтый для плодородия). Трости «сажаются» в маисовые поля, возле ручьев и горных алтарей; те, кто устанавливал их, должны в течение некоторого времени воздержи¬ваться от приема пищи и сексуальных контактов. Молитвенные трости «передают» молитву; их установка сопровождается устными молитвен¬ными заклинаниями. Как отметила Бунзел, молитва составляет сердце каждого ритуала, она, подобно фетишу, священна и могущественна по своей сути. Молитвы обращены к сверхъестественным силам, управляю¬щим Вселенной.
Пожертвования могут пониматься частично как дары сверхъестест¬венным силам, в частности приношения пищи, но в основном они выражают чувство общения со сверхъестественными силами. Однако молитвенная мука и молитвенные трости являются в первую очередь выражением чувства равновесия в жизни: баланса взаимоотношений между человеком и сверхъестественным, уравновешенности всех состав¬ляющих упорядоченной Вселенной. Задача человека — внести свою лепту в этот космический баланс через личное поведение и участие в необходимых ритуалах. Молитвенная мука и молитвенные трости суть часть этих ритуалов и персональное средство, способствующее благопо¬лучию человека и племени, составляющему часть всеохватывающего космического баланса.

2

Шаманы Южной Америки

Учение амазонских шаманов
Строгой метафизики и единого учения у шаманов Амазонии не существует. Это и не удивительно. Во-первых, в джунглях Амазонки нету единого шаманского университета или школы магов как в романах о Гарри Потере. Во-вторых, в большинстве своем шаманы Амазонии люди сугубо практичные. Их прежде всего заботят насущные проблемы, и магия для них не способ изучения внеземных цивилизаций и основа для сложных абстрактных спекуляций (в смысле — рассуждений) на философские темы, а возможность решать вполне бытовые вопросы.
И самое главное — не стоит забывать, что все доступные для нашего посещения племена уже волей-неволей узнали от «цивилизованных людей», что собой представляет «настоящий мир». Во многих племенах имеются глобусы, так что «байки» старых «необразованных» шаманов их уже мало интересуют. Ну а шаманам приходится адаптироваться к новым реалиям. Не будут же они рассказывать соплеменникам, что белые люди заблуждаются, и земля на самом деле держится на спине черепахи.
Когда-то давно ситуация была несколько иной. Антропологи изучили и описали «примитивные» представления о мире амазонских народов.
Для ашуар (ashuar) — народа, принадлежащего к лингвистической семье хиваро — мир Земли и мир Небес в прошлом были тесно связаны — буквально, то есть с помощью большой веревки, натянутой между мирами, и люди свободно могли подниматься по ней и разговаривать с божественными существами; поэтому люди тогда были мудрыми и могущественными. Но в один несчастливый день, человек по имени Luna поругался со своей женой Ayaymama, поднялся в мир Небес и… перерезал веревку, чтобы жена не забралась к нему в небесные обители. С тех пор, Nantu живет в одиночестве в Небесах и люди уже не могут сообщаться с миром наверху. В варианте шипибо — отец Sol приказал отрезать лестницу, разгневавшись на то, что люди вели себя плохо и не повиновались установленным правилам. Но в любом случае некое наказание за грехи отделило земных людей от «чудесного мира». И второе — между мирами существовала связь, возможность перемещения из одной реальности в другую. Причем в этом перемещении не было произвола: существовала насущная потребность — люди черпали мудрость из Верхнего Мира, из Мира Небес. Мудрость, дающую силы и исцеление. Однако эта связь, эта целостность между мирами была нарушена.
По этой причине, чтобы путешествовать в утраченный мир, ashuar и шипибо, как большинство амазонских этносов, нуждаются в шаманах-целителях и их священных растениях. Аяваска, табак-мапаче, кока, чакруна, ампири (ampiri) или размягченный юкки позволяют курандерос перемещаться в божественные владения, а также в подземные, водные и невидимые миры, беседовать со сказочными существами, которые населяют их и которые управляют и поддерживают порядок во всем целостном мире.
Шави (shawi) говорят, что через ритуалы аяваскерос получают информацию и знание: они знают, как, какие и когда растения принимать, какой они должны собирать табак и, какое пение они должны использовать, чтобы призывать духов. Борас (boras) используют священные растения, для получения разрешения «хозяев» животных и растений, чтобы была удачная охота, обильная рыбная ловля и большие урожаи.
И ашанинка (ash?ninka) используют их для исцеления и магии.
Один шаман говорил: «Если злой колдун хочет есть мясо людей, он берет корень облака, чтобы превращаться в воздух. Он приходит мягко, входит в дом, хотя никто его не может видеть. Когда он вносит все облако, он может превращаться в большого тигра. Заканчивается это тем, что он пожирает детей и хозяйку дома, а потом улетает, опять превратившись в облако». Так рассказывал Осипийо Ириооси Oshipiyo Iriooshi, поселенец сообщества San Pablo Tres Unidos, провинции Oxapampa.
Осуществляя связь между видимой реальностью и невидимым миром, между людьми и живой природой, шаман, таким образом, управляет общественной и религиозной жизнью своего племени, хранит и передает следующему поколению легенды, священные песни и предания.
Общая идея для большинства амазонских племен — идея плоского мира, подобного острову, плавающему в большой водной лагуне.
Хотя шави (shawi) говорят, что мир овальный «как соты ос». А борас (boras), ассоциируют мир с формой женского лона.
В этом мире, над и под ним индейцы видят параллельные миры, которые могут быть «сферами», «местами», «пространствами» или «солнцами».
Вампис (wampis) думают, что водный мир населен tsunki, существами, которые живут под водой, также как и мы — в земном мире. «Tsunki иногда выходят на поверхность и вступают в брак с людьми», говорит Херардо Петсаин, вампи (wampi) с реки Сантьяго.
Шипибо (shipibos) полагают, что в начале мир был един, но отец Sol, видя, что его дети непослушны, наказал их потопом. Спастись удалось только племени шипибо (shipibo). После этого начального мира, Земля разделилась на четыре пространства: мир вод — Хене Нете (jene nete), с живущим в нем духом охранник; наш мир — Нон Нете (non nete), где находятся животные, которых едят шипибо, различные растения, деревья, минералы, птицы и все живые существа; желтый мир — Пансин Нете (panshin nete) — мир грехов и дурного духа; и чудесное пространство, где находится Солнце, — Хакон Нете (jakon nete).
Восток — мир, в который прибывают после смерти избранные души, которые в жизни жили по правилам. Если человек вел себя при жизни недостойно, он превращается в тигра или каймана, и если женщина была неверной, она становится опоссумом или броненосцем.
Что касается «тайного учения», то обычно назойливым иностранцам шаманы рассказывают следующее. Универсум делится на три уровня – воздух, земля и вода. В каждом из них имеется свой покровитель. Уайрамама — Мать воздуха (в переводе с кечуа, языка индейцев Боливии и Перу), Сачамама — Мать земли — и Якумама — Мать воды. Все живые существа принадлежат одному из этих уровней. Птицы – воздуху, люди – земле, рыбы – воде. Духи могут обитать во всех сферах универсума. Люди, звери, птицы, растения – всего лишь проекции более тонкого измерения, где у каждого имеется свой дух-близнец. С ними-то и общаются шаманы во время психоделических церемоний.
Амазонские целители верят, что могут исцелять людей посредством духа Марири, представляющего собой что-то вроде плазмы или слизи. Благодаря Марири шаман может высасывать болезнь из тела больного, не опасаясь, что та проникнет в него самого.
Марири весьма капризная субстанция, обитающая в теле шамана. Ее нужно постоянно кормить и взращивать. А пищей ей служит отвратительного вкуса отвар из табака.
Один шаман рассказывал, что курандеро во время экстатического состояния способен увеличить внутреннюю марири, интенсивно заглатывая табачный дым мапачо и таким образом кормя дух. Другие «третьим глазом» способны видеть, как курандеро выпускает плазму изо рта и всасывает ее обратно. Все это действо сопровождается удивительно запоминающимися эффектными звуками. Этой плазмой он может высасывать магические стрелы из тела пациента. Сам себе при этом шаман не приносит никакого вреда.
Знаменитый шаман-антрополог — Майкл Харнер (кстати, хороший знакомый Карлоса Кастанеды), который провел среди индейцев Амазонии очень много времени, и который не раз участвовал в церемониях Аяваски, рассказывает, что в практике индейце хиваро магические стрелы, или магические дротики играют очень важную, если не сказать ключевую роль. Именуются эти магические приспособления у хиваро «центсаками». «Центсаки» это не просто магические дротики — это духи. Они могут быть как духами-помощниками, так и духами болезней. Поэтому с их помощью можно и исцелять и насылать болезни. Злые шаманы засылают такие дротики в тело жертвы и бывает, что «центсак» застревает там на всю оставшуюся жизнь. Я сам видел одного молодого человека, который вполне серьезно сетовал на то, что в детстве в его тело злой шаман внедрил такую стрелу. И ее до сих пор никто не может вытащить (а молодому человеку было уже не меньше двадцати пяти лет). Она причиняет ему невероятные страдания — головные боли и прочие недуги.
С помощью магических стрел ичисейрос (шаманы-киллеры) могут даже убить человека. А вот курандерос используют силу магических дротиков во благо — с их помощью они изгоняют злых духов из тела больных. Духи-помощники защищают шаманов, которые подружились с ними и позволяют им избежать нападения со стороны других шаманов. Начинающий шаман собирает духов-помощников в виде всевозможных насекомых и растений. Чтобы собрать таких духов, он глотает живых насекомых, червей и прочую живность. Разные духи вызывают определенные болезни и соответственно могут их и излечить.
Чтобы исцелить пациента, шаман входит в измененное состояние сознания с помощью Аяваски и табачной воды (на вкус она очень горькая). В церемонии может также использоваться магическая травка «пири-пири» (у индейцев шипибо в одеколоновом настое «аквафлорида»). После этого шаман видит что за дух вызвал недуг и способен ли он справиться с ним, то есть имеет ли он духа-помощника, который может высосать чужеродное образование из тела пациента.
Если шаман решает, что может справиться, он начинает насвистывать песню силы (у шипибо эти песни носят название «икарос») и призывает таким образом своего «центсака». После этого он берет в рот два «центсака», один располагает ближе, другой дальше. Это нужно для того, чтобы зловредный дух, высосанный с помощью одного «центсака», не смог проникнуть в горло шамана, поскольку второй «центсак» встанет у него на пути. Когда дух болезни оказывается в ловушке, он поглощается материальной субстанцией «центсака». После чего этот «центсак» выплевывается. Некоторые наивные пациенты полагают, что шаман высасывал этот материальный предмет, хотя на самом деле он лишь видимое проявление той самой магической ловушки для духа болезни.
Целительские способности курандеро зависят от количества духов-помощников, которых у шамана может быть больше сотни. В измененном состоянии сознания видно, как духи-помощники парят над курандеро, садятся на его плечи и торчат из его кожи.
Шаманы Амазонии — народ весьма сообразительный. Они видят востребованность у гринго Церемоний Аяваски. И чем больше они общаются с иностранными туристами, тем больше понимают, что для гринго, кроме непосредственно «трипа» нужен еще и эффектный спектакль. Поэтому на таких мероприятиях чаще используются церемониальные одежды и обустраиваются церемониальные помещения. На церемониях используются музыкальные венички, колотушки, благовония и прочие магические предметы. На самом деле все эти предметы не просто какая-нибудь бутафория — они и сами по себе способны вводить человека в измененное состояние сознания. Поэтому все эти атрибуты оказываются очень и очень полезными на церемонии. У настоящих шаманов во время ритуала не бывает ничего лишнего. Каждый предмет имеет свою особую функцию.
Однако бывает так, что шаманы забывают символическую роль магических предметов. Главная задача «предметов силы» — активизация определенных глубинных процессов ума. Ведь не эти деревянные остроконечные палочки убивают и не эти камешки исцеляют. Они — лишь удобный инструмент, поддерживающий магическое воображение — визуализацию — которая и является главной силой шамана. Только наш ум может убить и исцелить нас. И исключительно наш ум способен к концентрации специфических энергий. Увы, некоторые лекари не понимают этого и превращают предметы силы в предметы культа, тогда магический процесс оказывается примитивным и малоэффективным обрядоверием.
Шаманы, не избалованные вниманием иностранцев, как правило, на церемониях ведут себя очень незатейливо. Чистая рубашка, чистые штаны — вся одежда обычно белого цвета, чистый желудок — это все, что им нужно для эффективного ритуала. Конечно, на церемонии обязательный атрибут — табак-мапачо. Крепкий табачок, надо сказать. После него обычные сигареты кажутся дымящейся, тлеющей бумагой. За исключением сигарет «Инка». Сигареты «Инка», которыми я по странному стечению обстоятельств затарился в Пукальпе, оказались очень подходящими на церемонии (энергетика у них правильная что ли?).
В конце церемонии аяваскеро благословляет присутствующих окуриванием. Дым вдувается в макушку, грудь, спину, плечи и сложенные ладони, после чего благословенным дымом надо умыть лицо и голову. Участники церемонии опрыскиваются одеколоновой настойкой с магической травой «пири-пири». Иногда курандеро особыми движениями «вправляет» энергию и выравнивает поля в теле, прижимая свои ладони к голове, плечам, груди и спине благословляемых.
Церемонии делятся на церемонии исцеления и церемонии в[‘]идения. В первом случае акцент делается на исцелении, очищении участников-пациентов (в[‘]идение для пациента здесь необязательно). Во втором случае шаман может очень эффективно способствовать открытию «третьего глаза». Одного «дуновения» шамана во время церемонии достаточно, чтобы в[‘]идение стало ясным и насыщенным.
Я думаю, что все эти магические действия непосредственно связаны с колоссальной силой магического воображения. И это вовсе не обесценивает значимости таких магических процедур. Активное представление тех или иных действий и образов (на Западе это именуется — творческая визуализация) способно творить настоящие чудеса. Магическим воображение становится тогда, когда человек действительно на опыте осознает его силу.
Однажды дон Эусебио показывал нам свою коллекцию магических камней и кристаллов. Непосвященному все это может показаться детскими фантазиями, но когда «там» ты видишь, насколько мысль способна воздействовать на энергию и материю, тогда начинаешь понимать, что подобные «шалости» и «фантазии» на самом самое сильнейшее оружие всех времен и народов! Попав в руки дурных людей, оно несет несчастье, а в руках людей с чистым сердцем целенаправленное воображение дарит счастье и процветание.
Однако воображение — это скорее ключ к в[‘]идению, а не само в[‘]идение. Ведь когда вы видите сновидение, то это уже нечто большее, чем фантазия и воображение. Также и мысль «там» — это нечто большее, чем просто «внутренняя речь». Это скорее волевое усилие, намерение. Хотя «внутренняя речь» тоже может присутствовать.
Предметы силы, которые нам показывал дон Эусебио, там — в открытом мире — предстают как вполне живые существа, способные помогать их владельцу. Это своеобразные духи, или силы, или энергии, или материя, по-разному предстающие перед тобой на разных уровнях восприятия в иных состояниях сознания.
Дон Эусебио говорит, что находит своего помощника, который является ему в виде совершенно обычного (в смысле — материального, но необычного по форме или другим характеристикам) камня. Чтобы понять — ваш это камень или нет, положите его под подушку перед сном. Когда вы проснетесь, вспомните, какой вы видели сон. Хороший сон — явный показатель, что вы нашли правильный камень.
Духи камней, растений и животных помогают шаману и его пациентам. Для видящего явленные в «физическом» мире формы — лишь символ, за которым сокрыта мощь и сила более «тонкой реальности». По этой причине духи-хранители на языке ацтеков получили название нагуали, то есть «скрытые под маской». Нагуалем именуется и дух-хранитель и шаман, который может в него перевоплотиться, слиться с ним.
В противоположность ему тональ относится к символу дня рождения человека, так же как в восточном гороскопе: один рождается в год тигра, другой — в год кабана. Главная идея здесь — судьба, предопределенность, направленность вектора жизни человека с момента его рождения и вплоть до его смерти. Таким образом обычная земная судьба как бы задана тональным животным, а опыт иной реальности связан с духом-хранителем — нагвалем (нагуалем). В конце концов, лишь мудрое взаимодействие со своими «животными силы», духами-хранителями дает нам возможность управлять и той, и другой реальностью. Тональ — это тоннель реальности (понятие из квантовой психологии Роберта Антона Уилсона), условная реальность одного или многих (в последнем случае эту реальность также можно назвать «договорной», «коллективно обусловленной»). Это тоннель реальности, выстраиваемой разумом (рассуждающим умом). Существуют разные тоннели реальности: сайентологический, христианский, капиталистический, коммунистический, шаманский, кастанедовский и так далее. Каждый из них борется за выживание — ведь это целый мир, целая вселенная, программа восприятия.

Павел Берснев "Курандерос - целители Южной Америки"


Вы здесь » Мистерия Волшебства » Шаманизм в современном мире » Шаманизм Северной Америки