Мистерия Волшебства

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Мистерия Волшебства » Шаманизм в современном мире » Шаманизм Хакасии


Шаманизм Хакасии

Сообщений 1 страница 7 из 7

1

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕ ШАМАНИЗМА ХАКАСИИ

Религиозные верования хакасов изучались гораздо меньше, чем якутские и алтайские. О шаманизме этнических групп хакасов наиболее интересные сообщения в дореволюционный период были собраны. П.Островских и Н.Ф.Катановым. Первый совершил в 1894 г. поездку в Минусинский край Енисейский губернии для сбора «этнографических предметов и древности». Во время экспедиции он основное внимание уделил изучению качинцев. Знакомство с работой П.Островских показывает, что он хорошо подготовился к поездке: предварительно изучил опубликование этнографические труды о хакасах, консультировался с известными тюркологами академиком

В.В.Радловым и заведующим Минусинским музеем Н.М.Мартьяновым. Этим. очевидно, объясняется довольно значительный объем собранных им данных. Так, в отчете имеются сведения о происхождении качинцев, их административном делении и расселении, антропологические данные, заметки по качинскому хозяйству, пище и т.п. Традиционные верования и обряды качинцев, к сожалению, освещены весьма кратко, но среди них есть интересные наблюдения о «шаманской» болезни, о суеверности самих шаманов и схематичное изложение сюжета камлания для излечения больного.

Велика роль в исследовании фольклора, языка и этнографии тюрков Сибири хакасского ученого Н.Ф.Катанова. Он был первым учеником В.В.Радлова, профессором Казанского университета. Как отметил С.Н.Малов, «Н.Ф.Катанов заслуживает большой признательности за детальное изучение шаманского культа во всех его проявлениях у своих сородичей турецких племен бассейна в. Абакана, а также у урянхайцев Сев.-Зап. Монголии и у карагасов Иркутской губ». Работы Н.Ф.Катанова представляют собой публикации его записей, сделанных во время экспедиций. Такой характер, например, носит отчет об экспедиции 1896 г. В нем содержатся сведения, записанные от койбалов, белтиров, сагайцев и качинцев. В отчете последовательно изложены статистические данные о хакасских родах, итоги фонетических наблюдений, сообщения о тамгах, семейно-родовых жертвоприношениях и нагорном молении в исполнении шамана Улианя Алактаева, жертвоприношении духу неба и свадьбе у белыиров, об освященных животных у бельтиров и другие этнографические и фольклорные наблюдения. Учитывая большую научную ценность материалов Г.Ф.Катанова, В.В.Радлов опубликовал их в отдельном томе своих «Образцов народной литературы тюркских племен». В него вошли фольклорные и этнографические записи, сделанные Н.Ф.Катановым во время экспедиционных поездок к хакасам, тувинцам и тофаларам, в том сведения об их представлениях и обрядах.

В наше время изучением хакасов и их культуры занимаются избранные, полностью готовые отдать себя этому тяжелому делу. Одним их таких людей является Алексей Николаевич Гладышевский, кандидат исторических наук, доцент, Заслуженный деятель науки Республики Хакасия, в 1954 году защитил кандидатскую диссертацию по проблемам хакасского шаманизма. А.И.Гладышевский: «До революции 1917 года шаманы испытывали гонения со стороны церкви, священнослужителей. Они считали, что распространению христианства препятствуют шаманы. Отбирались и сжигались все бубны, были обширные преследования и гонения. Утрата бубна у шамана обычно вызывала сильный стресс, сопровождающийся тяжелыми обмороками, тяжелыми заболевания, а иногда и смертельными исходом. В начале проявление миссионерской деятельности тогда на территории Хакасии было малоэффективным. При отсутствии желающих добровольно принять Известны многочисленные факты, когда власти с миссионерами провоцировали по какому-либо поводу конфликтную ситуацию, виновным грозил суд, а при согласии принять крещение следовало великодушное прощение. Использовались и поощрительные меры: льготы, деньги, подарки; но и они оказывались малодейственными.

После Октябрьской революции с шаманами довольно круто расправлялись. Они не имели права голоса, их часто ссылали, даже расстреливали. Обвиняли в том, что они выступают против медицины, и действительно, шаманы занимались лекарством, а это было своеобразное лечение. Когда люди массово направились, к докторам, шаманы стремились избавиться от своих конкурентов - врачей. Также шаманы были малообразованными, препятствовали развитию медицины с научной точки зрения. В период коллективизации существовало обобществление скота. Шаманы же приносили в жертву животного, ведь это было неотъемлемой частью их ритуала. Государство воспринимало это как враждебную компанию, наносящую ущерб экономике.

Хотя после революции шла борьба не только с шаманизмом, но и с христианством. Преследовались как шаманы, так и священники. Правительство изменило свое отношение к религии послевоенные годы. В тяжелое военное время усилилась вера людей, ведь она хоть как-то смягчала ту горечь потери близких, боязнь за жизнь дорогих людей, вселяла сострадание. Послабление со стороны власти произошло в 1943 году, когда состоялась встреча Сталина с духовенством. Открыли Далиновский монастырь, избрали патриарха. А в 50-е годы из ссылок вернули обратно всех шаманов.

Шаманами становились только те люди, родственники которых сами исповедовали эту религию; получается, что становление определял генный уровень. Интересный факт: недавно тувинский ученый провел исследование в психиатрической больнице. И у некоторых пациентов обнаружилась «шаманская болезнь», вызываемая характерными симптомами, когда человек становился психически неуравновешенным, проявляя в одно время и агрессию и апатию ко всему обществу. Людей с такой болезнью должен взять под свою опеку шаман, который бы смог приобщить «болеющего» к камланию, получим, для него благословение от высшего шаманского духа. Но традиции нарушаются. И из тех шаманов, что существуют в Хакасии, а их 10, только 1 шаманка прошла посвящение - Сарго. Учась в школе, она, неожиданно для всех, босиком выбежала из дома и, очутясь на горе, стала выть, петь, плясать. Когда ее нашли, она ничего не помнила. У нее это проявилось в детстве, а считается, что тем раньше проявится шаманская болезнь, тем сильнее шаман.

Символами шаманизма является береза - бай кызын. И ленты, которые хакасы привязываются к березе, тоже являются символическими: красная огонь, голубая - небо, белая лента - береза. Сейчас люди неправильно завязывают ленточки. Ведь привязываемая лента к столбу препятствует росту веток, так что перед тем, как привязывать ленту, нужно сделать в ней петельку, потом продеть через ветви.

Ствол березы - род, ветви - семья, листья члены рода. Береза символизирует родство. На горном молении, если нет, ее вкапывают и украшают. Люди обращаются к божествам неба, огня. А все почему? Потому что основа шаманизма - природа, все живое, все взаимосвязанное. Трава, например, - волосы земли, поэтому траву нужно не рвать, а скашивать. В лесу нельзя кричать, дабы не нарушить его мирную жизнь. Сильная сторона шаманизма - экология, бережное отношение к природе. Священное отношение к огню, огонь - основа жизни, тепло, свет, поэтому раньше почти не возникало пожаров.

Когда хакасы жили еще в юрте, очаг был прямо в жилище. Представьте. везде дым, копоть. А очаг всегда содержался в чистоте. Золу выбрасывали в специальное место, на нее нельзя было наступать. До революции в Хакасии пьянство среди молодежи не существовало. Оно запрещалось, выпить мог только тот мужчина, находившийся в осмысленном возрасте, у которого была семья и хотя бы один ребенок.

Помимо указанных исследователей в дореволюционный период участие в изучении хакасского шаманизма приняли Д.А.Клеменц и Е.К.Яковлев. Перу первого принадлежит статья об изображениях духов тёс, причиняющих болезни, а второй составил этнографический обзор коренного населения долины Южного Енисея и каталог этнографических экспонатов Минусинского краеведческого музея. В последнем имеются весьма краткие описания атрибутов хакасских шаманов.

К сожалению, до последнего времени шаманизм хакасов очерк традиционных хакасских верований и задач по преодолению их пережитков, написанный этнографом-хакасом К.М.Патачаковым, остался неопубликованным.

В 1957 г. Хакасскую АО посетил венгерский ученый В.Диосеги, занимавшийся изучением сибирского шаманизма; он собрал сведения о верованиях хакасов. Копия перевода его полевых записей на русский язык хранится в архиве Института этнографии АН СССР. Диосеги в основном записал информацию о "шаманской болезни" представлениях хакасов о том, как человек становится шаманом.

Таким образом, я могу сделать следующие выводы: с древнейших времен до Октябрьской революции 1917 г. Шаманизм - это религия, мировоззрение. Однако после Октябрьской революции (из-за гонении и христианизация) шаманизм ломают и он теряет свои корни, лишь 1997 г. вышел закон и шаманизм начинает свои возрождение.

2

ОСНОВНАЯ ТЕОРИЯ ШАМАНИЗМА

Вероятно, шаманизм - самая древняя система целительства в мире. Шаманизм особенно широко распространен в племенных культурах, которые, развиваясь на значительных удалениях друг от друга, создали системы поверни, поразительно схожие между собой. Представляет собой сложное явление, и его часто ошибочно приравнивают к магии, волшебству и колдовству. Способность впадать в экстатический транс, связываться с духами, исцелять или предсказывать будущее еще не делает человека шаманом. Ведь шаманом называется человек, который, погружаясь в особое исступленное состояние сознания, обретает способность общаться с оберегающими и помогающими духами и черпать из потусторонних источников значительную силу. Главной целью шаманизма является лечение тела и рассудка. Его используют также для гадания и для обеспечения хорошей охоты и процветания племени или деревни. Наиболее распространенными способами лечения являлись программирование и само программирование пациента на выздоровление, ритмотерапия (звуками бубнов, других музыкальных инструментов, личных песен шамана движениями его танца и пр.), ароматерапия (ирбен, артыш и др.), траволечение, мануаль терапия, психокоррекция, мануальная терапия, психокоррекция, гипнотерапия, визуализация, плацебо-эффект и др.

Шаманами обычно становятся мужчины, хотя и женщины также могут это. И некоторые из них достигают огромного могущества. Сколько насчитывалось шаманов в Хакасии? Таких данных нет. Однако отрывочные сведения из архивных материалов дают на этот счет некоторое представление. Во многих аалах имелся свой шаман, иногда их могло быть и два, и даже три. Начиная с первой четверти XVIII века, население Хакасии подвергалось христианизации. С появлением церквей и активизации антишаманской деятельности миссионеров, число шаманов начало сокращаться. 15 июня 1876 года Енисейский епископ Антоний совершил в Аскизе массовое крещение 3003 человек. В донесении Священному Синоду он писал, что по доставленным ему Аскизской Степной Думой сведениям «... крещено 3003 души, в том числе 612 шаманов». К конце XIX века все население Хакасии считалось принявшим православие. Однако, усвоив только внешнюю сторону христианства, основная масса населения продолжала исповедовать веру своих предков. Шаманы, совершая камлание, снимали нательный крест, завешивали или переворачивали другой стороной иконы. Сибирский шаманизм в своем развитии прошел несколько стадий, соответствующих этапам социально-экономических отношений самих народов, со временем, как традиционное мировоззрение об окружающем мире, превратился в своеобразную систему философских и космогонических взглядов, морально-этических норм и природно-психического заболевания, именуемого «шаманской болезнью». Известный ученый Л.Я.Штернберг писал: «Талант шамана не дар, а бремя».

Системы шаманизма весьма разнообразны, но все они связаны некоторыми общими чертами. Шаман должен одинаково комфортабельно чувствовать себя в двух реальностях: обычной, повседневной или в пробуждающемся мире и в необычной действительности, связанной с сознанием шамана. Проникнуть в необычную реальность можно в состоянии транса, изменяющемся от легкою забытья до глубокой кому. Это состояние позволяет шаману видеть и делан, то, что в обычной реальности невозможно. Погрузившись в гране, шаман отправляется в нижний мир, проскальзывая в нору или отверстие в земле. В нижнем мире он узнает причину заболевания пациента и способ его излечения, общается со своими потусторонними хранителями и помощниками. Он может перевоплощаться в этих духов и летать по воздуху. Он делает все необходимое для излечения и может заглянуть в будущее. Когда работа закончена, он проникает из нижнего мира обратно в обычную реальность. Говорят, что шаманы могут также подниматься на небо в призрачных лодках и сидеть верхом на духах лошадей, принесенных в жертву. Для шамана необычная реальность так же вещественна, как и обычная реальность. Предметы, которые он видит, не являются галлюцинациями, они просто внешние по отношению к нашему миру. Проникновение в эту реальность сознания шамана происходит при помощи барабанного боя, трещоток и танцев, а также, в некоторых сообществах, с помощью галлюциногенов.

Источником силы шамана становится его дух-хранитель. Его называют также «животным силы», «духом-опекуном», «животным-тотемом» или «домовым». Обычно шаман будет ночью на открытом воздухе, ожидая духа-хранителя. Дух-хранитель появляется, как правило, в виде животного, птицы, рыбы или пресмыкающегося, но может принять и образ человека. Встреча с ним и благодетельно, и благотворна, она открывает шаману доступ к любому могуществу. Шаман призывает духа в свое тело, и он предохраняет его от болезней и враждебных сил из нижнего мира. Через несколько лет духа-хранителя можно поменять, если в этом возникнет необходимость. После обретения духа-хранителя можно заняться исцелением и прорицанием. Техника исцеления различна. Шаман может собрать духов-помощников, которые являются и причиной болезни, и средством от нее. Они воплощаются в растения, насекомых, червей и прочую мелкоту. В трансе шаман видит причину болезни, после этого он кладет один из предметов в заднюю часть ротовой полости, в другой - в переднюю. Затем он начинает высасывать болезнь из тела пациента. Энергия, вызвавшая болезнь, поглощается духами-помощниками. находящимися во рту шамана и защищающими его от проникновения болезни внутрь его собственного тела. Дух, помещенный глубже, играет роль страховки на случай, если первый дух пропустит болезнь. В других случаях шаман спускается в нижний мир, в царство мертвых, чтобы вернуть душу пациента или найти его духа-хранителя. Иногда шаман изгоняет духов, вызвавших болезнь, при помощи процедуры, напоминающей спиритический сеанс, или уговаривает их покинуть пациента мольбами и лестью. У духа покровителя шаман проходил посвящение, которое давало ему духов, помощников тюсей. Во время камлания шаманскими атрибутами были: специальное облачение шуба, шапка, бубен и колотушка. Бубен играл роль аккомпанирующего инструмента, придавал шаманской мистерии определенный ритм, использовался как резонатор, манипулирование бубном создавало различные звуковые эффекты. По ходу камлания бубен для шамана становился то конем, то лодкою, то луком. Выступая в роли лекаря, шаман изгонял из больного злого духа Ильиче, возвращал похищенную душу, оказывал вспомогательную роль при родах, а так же был предсказателем, ясновидцем и советником в решении каких-то конкретных ситуаций. Шаман стал непременным участников большинства религиозно-культовых обрядов. Совершал камлание при проведении общественного поклонения духам гор - таг таихи, воды суг таихи, земли - шер таихи. Во второй половине XX века проявилась ситуация, когда развитие общества за счет истребления природного компонента жизненного пространства ведет к реальной опасности самоуничтожения. В данных условиях только культура (в том числе и этническая) становится фактором самосохранения человека, общества и природы. Не предсказуемое будущее человечества и отдельных его народов заставляет обратиться к опыту прошлого, в котором оно ищет рецепты решения своих проблем. Более того, потребность обрести себя в вечности и ведет к стремлению соединить время (прошлое, настоящее и будущее) в едином пространстве. В этой связи, ученые-антропологи отмечают повышенный интерес к шаманизму как древнейшей форме духовной адаптации человечества к миру, сумевшей само сохраниться в течение тысячелетий. В шаманской тесячелетней традиции существует представление о «месах силы», которые могут быть как не большими, так и значимыми в мировом масштабе. От состояния этих территорий зависят судьбы в мировом масштабе. Такой сакральной землей и является наша древняя Хакасия. Материалы о хакасском шаманизме, собранные учеными, относятся в основном к XVIII, XIX и началу XX века. Более ранние сведения крайне отрывочны, известны из археологических исследований и древних китайских летописей. Так, в 1958 году, археологом В.Г.Карповым в местного Ортын Сорох в двух километрах от аула Маткечики было раскопано шаманское погребение Карачукской культуры (1200 - 700 лет до н.э.). На извлеченной из погребения каменной плите отчетливо просматривалась фигура шамана с развивающимися волосами, с бубном и колотушкой. Не зная и не умея объяснить явления окружающего мира, первобытный человек одухотворял природу, населял ее бесчисленными духами. Неизвестной ему оставалось и собственная человеческая природа (сон, обморок, тень и т.д.), породившие в его сознании веру в душу. Анимистические представления, т.е. вера, духов и душу, составили основу для зарождения шаманизма. Надеясь получить от духов помощь и покровительство, люди совершали жертвоприношения, произносили заклинания, обращались к ним с мольбой. Постепенно обращение к духам приняло вид более или менее оформленной обрядности, выполняемой коллективно или индивидуально.

У каждого рода в прошлом была своя родовая гора, где обитали горные хозяева тагези, считавшиеся предками и покровителями данного года. Устраивался таг таих обычно один раз в три года. Завершалось горное поклонение общей трапезой и состязаниями хайджи, метанием копья. стрельбой из лука и другими видами соревнований. По такому же сценарию проводились и другие общественные поклонения, ставшие своеобразными народными праздниками, когда в условиях кочевого образа жизни соплеменники могли встретиться. Древние китайские летописи сообщают, что IX веке у кыргызов - предков современных хакасов, имелись шаманы, которые именовались «чань» (транскрипция древнетюркского «кам»), почитали огонь и приносили жертвы духам, обменивались житейской информацией.

Остановимся кратко на основах вероучения хакасского шаманизма как мировоззрения общности, в котором все важнейшие проблемы народа рассматриваются с позиций взаимоотношений Природы и Человека. Философский анализ традиционного мировоззрения народа позволяет выделить основные идеи, ставшие с незапамятных времен ядром культуры этноса:

1. «Мир един и живой, в нем все связано со всем, все зависит друг от друга».
2. «Абсолютная бесконечная Жизнь является высшей ценностью, человек не «тварь дрожащая», он возник одновременно с миром и несет Личную ответственность за благополучие вселенной, природы, социума, рода, семьи, своевечной жизни здесь, в этом «солнечном мире».
3. «Мир находится в вечном движении и развитии, ему имманентно присуща природная ритмичность (смена времен года, состояний общества гармонии и хаоса)».
4. «Вселенной руководит объективный, вечный Закон справедливости, поэтому уйти от наказания за нечистоту мысли, чувства, поступка человек не может ни в ходе искупительной жертвы (тем более чужой), ни индульгенции».
5. «Наиболее важными ценностями традиционного мировоззрения являются дети, семья, община, род, этнос, родина».
6. «Традиционное мировоззрения рождает позитивное мировосприятие (поскольку жизнь и смерть - вечные и неизбежные этапы в процессе перевоплощения), которое с неизбежностью способствует позитивной деятельности, ориентированной на творчество».
7.«Человек традиционного общества обладает выраженной целостностью (единством тела, сознания, души)».
8. «Проявления экзистенциального вакуума в традиционном обществе редки, чему способствует строгая социальная упорядоченность и психотерапевтическая деятельность шаманов».
9. «Народная педагогика является смыслообразующей, формирует у человека чувство само достаточности, личного и этнического достоинства».

3

ТРАДИЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА ХАКАССКОГО ШАМАНИЗМА СЛЕДУЮЩАЯ:

Верхний мир (Хан-Тигир)

Источник всего сущего, средоточие божественного Света, определяет судьбы мира, народа, и каждого отдельного человека. Поэтому хакасский шаманизм часто называют тенгрианством. Самые сильные шаманы («посвященные», имеющие более 9 бубнов) поднимались в Небо, становясь заступниками за человека.

Средний мир - человеческий
В нем он полностью реализуется, испытывая радость и полноту бытия. Самой важной смысложизненной задачей хакаса считалось не нарушение целостности и гармонии этого мира, личная ответственность за продолжение Жизни во всех ее формах. У хакасов с древних времени выражен культ предков, которые олицетворяют силу родовых заступников и хранителей (исторических героев, великих шаманов). Предки вечны, строги справедливы. Главным условием жизни и мощи предков является сохранение и развитие этноса со всеми его атрибутивными свойствами (родной земли, этнической культуры, особенно языка, родовых связей как условия целостности парила, его генетического здоровья и т.п.).

Нижний мир - мир духов
Чистота мысли, чувства и действия являются основой долгой и обеспеченной жизни, нарушение этих требований (по всеобщем) закону справедливости) с неизбежностью карается, при этом страшным наказанием является отсутствие детей, прекращение жизни рода. От неосторожной связи с силами нижнего мира из-за нарушения запретов и норм нравственности человек может серьезно пострадать. Защитником становится шаман, который вступает в смертельную борьбу и душу человека.

Духи - покровители и духи помощников шаманов
У хакасов покровителем шамана тоже считался дух одного из его предков, обладавших даром шаманства. Впоследствии этот дух совместно с духами всех ранее умерших шаманов становился помощником нового шамана, который получал дополнительных помощников от Абазы - главы духов нижнего мира или от духа предка, призвавшего его в шаманы. Абазы передавал шаману духов, оставшихся от умерших предшественников из его рода, и по своему усмотрению мог добавить несколько новых сверхъестественных слуг. Духи-помощники представлялись в различных образах - среди них были антропоморфные существа и духи в виде ызыхов родовых духов-покровителей. Они делились на черных и светлых духов. К черным духам относились духи в образе медведя, волка, змеи, коршуна и филина. К светлым духам причисляли ызыхов - антропоморфных существ, дочерей «хозяев» гор и духа в образе кукушки. У каждого шамана в зависимости от его силы в подчинении было различное количество мифических персонажей.

4

РОЛЬ ШАМАНОВ

Согласно традиционным верованиям хакасов, считалось, что «умилостивлять духов и предотвращать их каверзы могут только шаманы посредством жертвоприношений и различных обрядностей». В конце XIX в. большинство хакасов Абаканской, Аскизской и Мелецкой управ, несмотря на распространение христианства, сохраняли приверженность исконным религиозным, обычаям. Так, «из 124 домохозяев, давших исследователям сведения о годовом бюджете своих хозяйств, 23, рядом с расходами на православные духовные требы, показали расход на исполнение шаманских обрядов. Цифра эта, конечно, значительно уменьшена, так как едва ли все инородцы, зная недавние случаи преследования шаманов и шаманства, могли давать исследователям правдивые показания по этому поводу». В то время попытки запретить совершение родовых молений с жертвой духам скота продолжались, но шаманы, несмотря на запрет со стороны миссионеров, проводили общеплеменные религиозные праздники «ежегодно в июне и июле (до 20 числа), притом в полных костюмах, по всем почти улусам и даже вблизи сел. В эти 2 месяца шаманят от того что, во-первых, ночью шаманить - тепло, во-вторых, к этому времени подрастают молодые барашки, необходимые для жертвоприношений домашних и нагорных, и, в-третьих, с июня до 20 июля еще не начинаются никакие полевые работы». По сложившейся традиции, шаманы за исполнение религиозных обрядов сами не просили платы. Но им, конечно, всегда давали что-нибудь, так как обиженный шаман мог потом «причинить» вред. Причем у хакасов имелись передававшиеся из поколения в поколение четные правила оплаты услуг шаманов. Так, за проведение обряда жертвоприношения родовым духам-покровителям исполнителю обязательно отдавали шкуры всех принесенных в жертву ягнят, а число их при очном молении доходило до десяти. Верующие за лечение благодарили также деньгами и хлебом. Несмотря на дополнительные нетрудовые доходы, не все хакасские шаманы были богатыми. Как отметил П.Островских, они «в повседневной жизни ничем не отличаются от рядовых верующих... живут не богато, в маленьких и деревянных юртах... также суеверны и невежественны как и прочие». Но это не препятствовало их приглашению в различных жизненных, ситуациях. В конце XIX в. в круг обязанностей хакасских шаманов входило «лечение» больных, проведение обрядов, связанных с почитанием духов-покровителей рода.

5

БУБЕН И КОЛОТУШКА ШАМАНА

Внутренность бубна
Бубен имеет в диаметре до 1 аршина. Обичка его делается обыкновенно из гальника и обтягивается конской кожей. Рукоятка, стоящая вертикально внутри бубна, делается чаще всего из березы. В рукоятке сверлится до 12 дыр, называемых «марс», т.е. барсы, поддерживающие шамана при воздушных полетах и путешествиях к Эрлик-хану, главе подземных обитателей - эрликов. Возвышения между дырами изображают горные хребты, через которые приходится шаману переходить и перелетать. Поперек верхней части рукоятки идет железная палка, называемая «Kipic», т.е. тетива лука, которой шаман отражает своих врагов и врагов своего пациента.

К этой железной поперечине привязываются железные погремушки (сунгур), отражающие нечистого духа, вселившегося в больного. Кроме погремушек, число которых может достигать до 18 (по числу старших догов на небе и эрликов под землей), навешиваются еще 2 колокольца, изображающие собою вестников шамана. В верхней части обички изнутри подвешиваются 4 6 железных крючков, называемых «хылыс», т.е. меч, которым отражается врaг пациента. На поперечную железную лалку навязываются также тряпички и ш ленточки, символы могущества шамана. Эти ленточки навязываются обыкновенно теми, у кого приходилось шаманить. Когда какое-либо животное (овца, корова, лошадь) посвящается Эрлик-хану, то на это животное навязываются 2-3 ленточки, взятые с железной поперечины. Находясь на шее «ызыха», т.е. освященного животного, тряпицы служат талисманом, ограждающим его от нечистых сил.

Внешность бубна

Наверху изображается радуга семью цветами и называется «тегир хуру», т.е. пояс неба. С концов радуги спускаются 2 широкие клетки, называемые «паскыс», т.е. лестница, по которой шаман поднимается на небо, к обители Кан-Кудая (Господа Бога). Перед жилищем Кудая растут две березы, изображаемые на бубне обыкновенно белою краскою. Шаман, поднявшись небо, получает от Кан-Кудая приказание освятить «ызыха», исцелить или умертвить больного. Под радугой изображаются 2 круга с лучами и называются «солбан», т.е. звезда - зарница. Кроме зарницы, изображаются и другие звезды (чылтыс) в виде 14 18 крестиков. Всё это - светила, находящиеся пол обителью Всевышнего Кудая. Повыше лестницы изображаются белою краской 7 человеческих фигур, именно 7 горных русых девиц (таг кыстары), помогающие шаману отводить нечистого, духа в сторону, если этот дух мужского пола. Рядом с человеческими фигурами изображаются две вещие птицы (карлык тос). На этих птицах шаман летит на небо. На бубне изображаются еще красною краской: конь, всадник и коза. Красный человек на красном (рыжем) коне едет к главе рыжих «ызыхов», одному из Эрликов. Белою краской изображается обыкновенно человек, едущий на белом коне к Кудаю. Посредине бубна идут три черты (2 полосы), изображающие три слоя земли, под которыми находится подземный мир, управляемый Эрлпк-ханом через 88 - 99 эрликов. На нижней части бубна изображается лягушка, метаморфоза покровительствующего священным овцам. Изображаются также. змея и ящерица которые уводят нечистого духа на расправу и суд к Эрлик-хану живущему за 10 хребтами, на берегу черного или золотого моря, имеющем) золотой водопой для «ызыхов» и золотой столб для привязывания коней. Море это находится на востоке. Лягушка (пага), змея (чылан) и ящерица (килескi) пугают тех злых духов, которые желают прикоснуться к овцам. Изображаются еще две вещие рыбы (сортан), т.е. щуки, метаморфозы водяных духов. Изображения щук исцеляют от брюшных болезней. Если шаман весьма силен и страшен для нечистых сил, то он может гнаться за ними до конца 9 морей, где живет царь горных духов. Плохой шаман возвращается с полдороги, и щука снова одолевает больного. Изображается еще две собаки (адай): черная и пестрая, которые своим лаем извещают шамана о приближении нечистых сил. Изображаются еще внизу бубна 7 коней и 7 человек. Это слуги или курьеры (ангелы) Эрлик-хана. Сам Эрлик-хан, живя под землею, является причиной всего злого. На бубне изображается также красной краской «тай кам», т.е. шаман, учивший шаманить. Изображение старшего шамана, избавлявет больного от чесотки. На бубне же под видом зайца (хозан) изображается и «хозяин колотушки», т.е. покровитель шаманского орудия.

На обичке вверху делается 6 выпуклостей, называемых «сосны». Эти сосцы питают того духа, который покровительствует бубну, т.е. орудию шамана. Эти сосцы поддерживают жизнь и шаману.

Колотушка
Колотушка (орба) делается: а) из трех веток таволожника и обшивается заячьей шкурой; б) из маральей кости или рога; в) из березы. К рукоятке прикрепляются лоскутки и звериные шкурки, служащие бичами для отражения демонов, нападающих на больного.

Вывод:
Шаманизм для Хакасии в прошлом была не просто религия. Это была мировоззрение, объясняющая картина мира. В прошлом шаманизм и лечил, и выполнял функции обрядов. В общем, составлял жизнь древних хакасов.

6

ПУТИ РЕАНИМАЦИИ ХАКАССКОГО ШАМАНИЗМА

У каждого шамана, при общей мировоззренческой основе, всегда были и будут свои индивидуальные особенности (сфера действия, подбор союзников, сила, песня, судьба и пр.). С другой стороны, одним из важнейших условий эффективности шаманских камланий является доверие, аудитории силе шамана. Современный человек радикально отличается от традиционного, поэтому умение шамана убедить пациента в своем могуществе зависит от его мастерства психолога, при этом часто необходимо использование и научной лексики.

26 сентября 1997 г. вышел Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», третий по счету с начала перестройки. Новая редакция закона, в целом достаточно либеральная, признавала «особую роль православия в истории России» и была нацелена на практическое ограничение деятельности зарубежных миссионерских групп и новых религиозных движений, которые наводнили страну в последнее десятилетие. На основании этого закона любая местная группа, претендующая на статус юридического лица, должна была либо войти в централизованную систему того же вероисповедания, либо подтвердить свое присутствие на российской территории в течение не менее 15 лет. Последнее означает, что какая-нибудь новая религиозная группа должна была появиться в России как минимум в 1982 году, в конце брежневской эпохи.

Таким образом, в действующее законодательство был введен критерий традиционности религиозных организаций. Закон, конечно, не стал непреодолимым барьером для всех иностранных миссионерских трупп, но все-таки сдержал бурный расцвет сект начала 1990-х. Например, последователи корейского проповедника Муна сейчас уже не арендуют стадионы, а действуют маленькими разрозненными группами.
Обратной стороной медали стали непредвиденные препятствия для некоторых других религиозных организаций. В большинстве своем они занимаются восстановлением традиционных верований и практик, которые существовали испокон веков, но никогда не были конфессиями. Шаманизм в Хакасии с некоторыми сложностями получил статус официальной религии только в этом году. До этого молодым культурно-религиозным центрам отказывали в регистрации, поскольку организованы они были совсем недавно, в 1990-х годах, на волне общероссийского интереса к народному целительству.

В 1997 I. со сходными юридическими сложностями столкнулась и «Международная ассоциация буддистов школы Карма Кагью», о которой и пойдет здесь речь. Началом ее существования в РФ и в других странах постсоветского пространства формально можно считать 1989 год: датчанин Оле Нидал, один из духовных учителей в тибетской традиции карма кагью, первый раз посетил Санкт-Петербург и Москву с курсом предварительных лекций. Визиты вскоре возобновились, и за первые четыре года его движение покрыло сетью своих локальных центров более чем 50 городов на Европейской территории России, в Калмыкии, Сибири, на Украине и в Казахстане. По правовым нормам карма кагью Оле Нидала явно недотягивала до требуемой по закону 15-летней истории существования. Но само движение родилось много раньше, и не в России.

В Хакасии возрождается старинная религия шаманизм. Ее главный постулат: человек должен жить в гармонии с природой.

О шаманах ходят легенды, рассказывают, что они могут если не нее (к примеру, о случаях излечения от наркомании или алкоголизма ничего не известно), то многое. Жители Таштыпского района, в частности, до сих пор вспоминают историю, которая произошла в 30-х годах прошлого века. Один из местных шаманов тогда был арестован, милиционеры повезли его в Абакан. А по дороге из любопытства решили проверить, на что он, в самом деле, способен. Сказали: сделай так, чтобы здесь появился медведь.
Косолапый рядом действительно возник - и тут же исчез. Милиционеры призадумались и, дабы не тратить таинственные чары зря, попросили найти потерявшихся несколько дней назад лошадей. Шаман быстро и точно указал нужное место - и коней тут же обнаружили. Того шамана, согласно легенде. отпустили на все четыре стороны.

Других, впрочем, не щадили. И в советские времена, и раньше, в период христианизации коренного населения, шаманов преследовали, многие за свое упорство сиживали в тюрьмах. И все-таки извести шаманизм в Хакасии, зародившийся здесь 1,5 тысячи лет назад, не удалось. Хотя внутри этих верований, обычаев сегодня звучат и другие отголоски от язычества, манихейства или огнепоклонничества, да и христианства. Не раз менялся, к примеру, обряд погребения. С приходом скифов или гуннов появилось бальзамирование, позже - сжигание.

Нужно особо отметить, что хакасы, наряду с шаманизмом, сохранили, в основном, и другие религиозные обряды - кормление Матери-огня, охотничьи обряды, очеловечивание дерева, притягивание шаманом духа зверя для удачи охоте и др. О широком распространении шаманизма в прошлом свидетельствует и топонимика Хакасии.

В 80-х годах XX века приходилось наблюдать использование шаманкой Кичеевой Пыйачах при камлании в качестве атрибутов гусиных крыльев.
В современном хакасском шаманизме термин почти неизвестен, а распространен термин. Основная суть этого действия состоит в том, чтобы выгнать. Человек (заболевший), в отличие от данных Н.Ф.Катанова, не говорит, что у него заболело (для постановки диагноза болезни существуют врачи), а говорит «чабал ниме урунды» или «ниме урунча» («нечто такое наткнулось», «что-то наткнулось)». Тогда, по просьбе больного, за лечение берется человек, который оказался в данный момент рядом. Больной садится на землю по-турецки. Человек, изгоняющий «нечто плохое», чуть приоткрывает дверь (если в помещении), берет что-нибудь из одежды, начинает бить больною по плечам. по спине, затем обмахивает его поверх головы, зевает, стряхивает брюки в дверь и сплевывает («тпок-тпок-тпок») трижды. При этом многие творят заклинания, но это, по наблюдениям автора, не шаманские песнопения-молитвы. Суть заклинаний в том, чтобы напугать «нечто плохое», затем бить его. От ударов нечто плохое покидает тело и человеку становится легче. Существует поверье, что нечто плохое очень

7

Традиционные представления хакасов о злых духах "АЙНА".

Человек в традиционном обществе осознавал неразрывное единство с природой. Прежде всего, это проявлялось в том, что он связывал свою жизнь с ритмами и силами природы, одухотворял ее. Согласно архаичным представления, вся природа и в целом весь мир, был населен сверхъестественными существами – духами. Люди верили, что их жизнь полностью зависит от взаимодействия с духами. Стоит сказать, что сама природа духов была неоднородна. Одни из них относились к категории светлых или добрых духов (представители Верхнего мира). Другие – обладали амбивалентными свойствами (могли приносит как добро, так и зло), третьи – злые духи, приносящие человеку вред. На последней категории мы остановим свое внимание.

В традиционной картине мира хакасов заметное место занимают представления о духах, настроенных исключительно враждебно по отношению к людям. По представлениям хакасов, благополучие людей, их жизнь целиком зависела от различных духов. До сих пор хакасы сохраняют веру в то, что на духов можно воздействовать в нужном человеку направлении. Традиционно, эту функцию обычно выполняли шаманы, которые по существу, являлись профессиональными служителями культа и были наделены даром осуществлять связь между духами и людьми. Традиционному сознанию удалось связать воедино жизнь людей и сакральную силу духов. Традиционное миропонимание предполагало для каждой области жизнедеятельности человека определенных духов. Вера хакасов в вездесущность различных духов способствовала разработке модели поведения человека в различных ситуациях. Данное мироощущение четко определяло место человека в систематике всего живого.

Средний мир в традиционных представлениях хакасов, был населен не только духами природных явлений и объектов, но и всевозможными вредоносными для человека духами. По всей видимости, в традиционном сознании хакасов, не было четкой грани между обитателями Нижнего Мира и злыми духами Среднего мира. Они все несли опасность, вторгаясь в жизнь обитателей Среднего Мира. Как источник зла и несчастий, эти демонологические персонажи порой сливались в едином образе айна – причиняющего вред и болезни духа. Не совсем можно согласиться с М.А. Кастреном писавшем, что «айна – первоначально обозначали любых мелких духов. После укрепления шаманизма, который связывался с подземными духами, айна как основные помощники шаманов также стали считаться только подземными, злыми существами». Как показывают наши собственный полевой материал, термином айна хакасы обозначали всех злых духов, независимо от места их локализации.

Упоминание об айна имеются у исследователя П. Островских: «Роль шаманов у качинцев как и у других сибирских шаманистов обуславливается главным образом своеобразными взглядами их на болезнь и смерть, зависящими не от естественных причин, а производимыми злейшими из духов – айна. Болезни происходят в силу того, что айна поселяется в теле больного и производит страдания; когда же айна похищает душу (куд) человека, то происходит смерть».

Хакасские мифы объясняют появление айна следующим образом: «Жили два брата Худай и Иль-хан (Эрлик). Ильхан был помещен под землю. Как-то раз он вылез оттуда и стал просить у Худая земли. Тот дал ему земли ровно столько, сколько умещалось под его посохом. Ильхан сделал посохом в земле отверстие, через которое вылезли все айна – черти». Хакасы до сих пор верят в существование Ильхана в Нижнем мире. Старики говорят «Иль-хан тiгi чирде чуртапча» – «Ильхан живет в другом мире (подземном).

По народным воззрениям, Эрлик-хан или Иль-хан является предводителем всех полчищ злых духов. М.А. Кастрен по этому поводу писал: «Ирле Хан (Эрлик) в мифологии тюркских и монгольских народов – глава подземного мира, царства мертвых, которому подчинены все злые духи. В его распоряжение поступают и души умерших людей»

У хакасов Эрлик-хан был одним из почитаемых божеств. В хакасских мифах он нередко именовался Ада – отец. Эрлик-хан определял размеры бубна и давал новому шаману тесов – духов-помощников, «оставшихся» от умерших шаманов этого же рода. Н.Ф. Катанов отмечал: «Татары, живущие по берегам Абакана, и теперь, и в прежнее время выбирали из табуна самую лучшую лошадь и посвящали Эрлик-хану, называя ее «Ызык». Ездить на этом коне никому, кроме хозяина, нельзя. Когда потеряется освещенная лошадь, то дьявол (айна) насылает на ее хозяина болезнь. Дьявол, имеющий весьма злую душу, дьявол, живущий под 17 слоями земли, творит много зла несчастным людям, живущим на поверхности этой земли, преследуя их. Душу его могут умилостивить только шаманы, принося нагорную жертву и говоря хорошие ласковые слова». У алтайцев – народа, этнически близкого хакасам, мы находим более подробные сведения об Эрлике. У них с именем Эрлика связываются самые тяжелые бедствия – эпидемия людей и скота. Считалось, что он наводит эти болезни для того, чтобы вынудить человека принести ему жертву; если человек не удовлетворяет его желанию, Эрлик поражает его смертью. После смерти человека, Эрлик берет душу человека к себе, уводит ее в подземный мир, творит над ней там суд и делает своим работником. Иногда Эрлик посылает эту душу на землю, чтобы она приносила людям зло. В обычное время, а особенно при болезнях, алтайцы по отношению к Эрлику испытывали болезненный страх, боялись произносить его имя, называя его просто: кара нaмa – нечто черное. Эрлика называли также дерзким, бесстыжим, упрямым, несговорчивым. Несмотря на свою тяжелую зависимость от него, алтайцы считали возможным обманывать его и допускать те или иные неприязненные отношения к нему. Жертвоприношениями алтайцы старались выкупить свое благополучие, задобрить Эрлика, но в тоже время жертвы приносились неискренне и с оговоркой:

Эта моя жертва пусть вручится вам,
Голова моя да здравствует!
Не вынуждайте, назад, оглядываясь, славословить вас.
Если проживу три года спокойно,
Еще пусть ваши жертвы до него дойдут.
Вы обессиливаете (не только обыкновенных, но) и хорошего шамана.

Кроме такого непочтительного отношения на словах, алтайцы намеренно допускали и другого рода более тяжкие формы пренебрежения к Эрлику. Так, ему часто приносили в жертву животное тощее и даже больное. Шкуру животного не оставляли на шесте, как это делали другим тосям (духам), а брали себе. Строительный материал жертвенника (таилга): шесты, колья и дерево, на котором подвешиваются части жертвенного животного, выбирались дурного качества, кривые и старые. По всей видимости, столь странное, непочтительное отношение к грозному божеству Эрлику объясняется верой в перевернутость, зеркальность Нижнего мира, владыкой которого тот являлся. В традиционном мировидении считалось, что все те вещи, которые в Среднем мире считались хорошими, красивыми – в Нижнем мире представали в обратном свете, т.е. плохими, уродливыми и т.д.

Шаманы в своих призываниях называли Эрлика: kairakan. В молитвах часто называли Эрлика отцом и творцом души человека. В шаманских призываниях описывается и внешний вид Эрлика. Он рисуется стариком с атлетическим телосложением. Глаза, брови у него – черные, как сажа, борода – раздвоенная и спускается до колен. Усы подобно клыкам, которые, закручиваясь, закидываются за уши. Челюсти подобны кожемялке, рога подобны корню дерева, волосы – курчавые.

В ходе полевых исследований, проводимых в республике Алтай нам удалось записать некоторые сведения об Эрлике, подтверждающие идею его власти над душами людей. «Кормос Эрлик похож на человека. В заимке по ночам горит огонь. Там Эрлик варит в котле человека, которого ненавидит. Этот человек умрет через полмесяца. Сначала Эрлик варит в котле дух человека. И через некоторое время, этот человек повесится».

В мифологических представлениях хакасов, негативному воздействию Эрлика, человек подвергся еще с «изначальных времен», что видно из следующего мифа: «Бог из глины вылепил человека. Вдохнул в него жизнь. Этому человеку, он поручил присматривать за людьми, которых он вылепил после. Бог продолжал лепить людей дальше. Через некоторое время, первый человек прибежал к Богу и говорит: «Умирает один человек!». Бог не успел закончить человека и отправился к умирающему человеку. Как только он ушел, к недоделанному человеку подошел айна и стал на него плевать. Всего оплевал и довольный содеянным, ушел. Бог поставил на ноги умирающего человека и оживил его. Он вернулся к недоделанному человеку и увидел, что тот весь оплеван. Бог стал его чистить, но полностью, так и не смог вычистить. Вдохнул в него жизнь. Этот человек, из-за того, что был оплеван, стал больным. Поэтому, все его потомство, а это все люди, болеют и долго не живут».

Согласно хакасским народным представлениям айна может принимать любые образы. Очень часто показывается людям в зооморфном образе. В связи с этим, интересен следующий рассказ: «За деревней Отты, в западном направлении росла вековая лиственница. Время от времени, по ночам на самую верхушку залетал черный петух. Он долго кукарекал. От его кукареканья людям становилось жутко. Обычно, после этого в деревне кто-нибудь умирал или случалось какое-то несчастье. Люди боялись и ненавидели петуха. Они захотели от него избавиться. Мужчины ночью пошли к лиственнице. В тот момент, когда петух начал кукарекать, они в раз выстрелили по нему. Прозвучал выстрел, но никто из них не попал, хотя все были опытными охотниками. Петух, как будто назло, стал еще громче кукарекать. Мужчины сделали второй выстрел, а петух, даже и перышком не пошевелил. Тогда, самый старый охотник понял, что это не простой петух, а айна, в петушином обличии. Он взял патрон, начертил на нем крест и выстрелил. Петух тут же, камнем упал на землю. Мужчины подошли к месту, где должен был лежать петух, но его там не нашли, не было ни капли крови, ни перышка. С тех пор, петух больше не появлялся на лиственнице, и не беспокоил людей».

Проводя семантический анализ данного рассказа, необходимо выделить в нем основные моменты: 1) действие происходит за деревней, в западном направлении; 2) стержневым элементом в данном рассказе является вековая лиственница, на которую по ночам залетал черный петух – предвестник смерти; 3) избавление от петуха.

В традиционной картине мира хакасов, всякое явление, несущее в себе опасность для человека, а значит чуждое ему, исходило из мира «неосвоенного», «неокультуренного». В данном случае, источник негатива находится за деревней – на периферии обжитого пространства. Усиливает данную семантическую нагрузку западное направление места, откуда исходило зло. По представлениям хакасов, запад символизировал собой заднюю сторону пространства, олицетворял негативные качества и даже смерть. Само негативное действие происходит на вековой лиственнице. Дерево воплощает в себе идею вертикали, связывающую воедино три мира. В нашем случае, лиственница явилась каналом, по которому восходил из Нижнего Мира айна в петушином обличии. Ассоциация, связанная со злыми духами и деревом не случайна. В представлениях хакасов, существует дерево, называемое «Узут агазы» – «Чертово дерево». Айна, как представитель Нижнего Мира обозначается черным цветом, в данном случае – черным петухом. Наделение айна данной характеристикой, находит свое яркое отражение в наименовании злых духов, которые настроены исключительно против людей, таких как Харачи и Таг Харазы (переводимых, как «черные»). Подчеркивает эту мысль и то, что действие происходит ночью, которая является символом негативных явлений, связанных с потусторонними существами (айна). По хакасским поверьям, «когда приходишь домой поздно вечером или ночью, необходимо отряхнуться и поплевать через левое и правое плечо. Это делается для того, чтобы не занести в дом чертей». Проводя дальнейший анализ, констатируем, что результатом каждого ночного появление петуха, для людей оборачивалось новой смертью или несчастьем. Для айна, как представителя иного мира, не представляет угрозы обычный выстрел. Для его нейтрализации и удаления применяется магический символ креста. «Обезвреженный» айна возвращается в Нижний Мир, это действие рисуется падением петуха «камнем» с дерева. Окончательный уход которого, обозначается отсутствием каких-либо следов его пребывания – «…Мужчины подошли к месту, где должен был лежать петух, но его там не нашли, не было ни капли крови, ни перышка».

Хакасы нередко представляли айна в образе собаки, это хорошо иллюстрируется следующим рассказом. «Как-то, поздним вечером, после работы возвращалась домой. Ехала верхом на лошади. Проезжаю мимо канавы. Это место считается плохим – «Айналыг чир» (место обитание чертей). Именно там, люди часто слышат звуки удара бубна «Хара тор» – «Хара тюр сапча» (букв., удары черного бубна). Оттуда выбежала черная собака. Лошадь испугалась и сбросила меня. Собака стоит передо мной и тяжело дышит, высунув большой алый язык. Я сильно испугалась, но не подала вида. Пошла домой. О том, что случилось, рассказала отцу. Он сказал, что я видела айна – черта. После этого случая, я заболела. Родные пригласили шамана. Шаман сказал: «Ты повстречалась с айна, в облике собаки. Он прицепился к тебе. Тебе повезло, что он показался тебе на глаза. Иначе, он тебя убил бы. Шаман прогнал этого черта, и я излечилась» [ПМА, Мамышева Е.Н.]. Анализируя этот рассказ, выделяем в нем следующие элементы: 1) поздний вечер; 2) лошадь; 3) канава – «Айналыг чир» и «Хара тюр»; 4) айна, в образе черной собаки; 5) последствия для человека.

В данном сюжете хорошо иллюстрируется явление переходности, как времени, так и пространства. Само событие происходит поздним вечером. Вечер в хакасской традиции, наделяется многими чертами маргинальности – перехода дня в ночь, света во тьму. Это нашло свое отражение во многих запретах, распространявшихся в это промежуток времени. Так, например, «после захода солнца, запрещалось что-либо делать. Запрещалось спать, работать (колоть дрова и др.). Считалось, что в это время выходят злые духи и причиняет человеку вред. Другим звеном нашего анализа является лошадь. Традиционно, у тюрков Южной Сибири, лошадь наделялась многими чертами медиатора. На лошади «странствовали» в космическом пространстве шаманы Хакасы посвящали многим духам лошадей – ызыхов, через которых «обеспечивалось» благополучие в жизни людей. Таким образом, лошадь являлась своего рода посредником между мирами духов и людей.

Следующим важным элементом в рассказе является канава. Она, как и текущая, в ней вода (как уже указывалось в первой главе), несет в себе медиаторную символику, как соединителя верха и низа. Как и любая пограничная зона космического пространства, в традиционном сознании хакасов, канава с водой являлась источником опасности. Поэтому, в народном сознании это место обозначалось, как «Айналыг чир». И не случайно, по верованиям хакасов в этом месте «Хара тюр сапча» – «Издаются звуки Хара тюр (букв., черный бубен)». В религиозных представлениях хакасов «бубен предназначался быть верховым ездовым животным шамана во время камлания, когда шаман совершал свои путешествия к духам и божествам». Бубен, аналогично лошади, выступает в роли объекта – посредника между мирами и обитателями этих миров. Цветовая символика бубна (хара – черный) указывает на его «подземную», чуждую жителям солнечного мира природу. Хара тюр своим звучанием, как бы оповещает и способствует появлению представителей иного мира – айна. Злой дух появляется в образе собаки, опять же черного цвета. В древних представлениях, собака наряду с волком, могла выступать и как хтоническое животное – обитатель подземного мира. Собака высовывает алый язык. Красный цвет, как символ крови, огня, вероятно, олицетворяет собой вхождение этого существа в солнечный мир и нанесение вреда человеку. После контакта с айна, женщина сразу же заболевает. Излечение женщины происходит при помощи шамана, который изгоняет айна.

На давнюю связь собаки с Эрлик-ханом указывают многие хакасские мифы, один из которых нам хотелось бы привести: «У нас в народе не принято гладить собак. Старики объясняют это так. В давние времена собака так же служила человеку, но была голой, без шерсти. Однажды, айна захотел навредить человеку. Он пошел к дому человека. Собака не пускает его в дом, лает, кусается. Как не пытался айна пробраться в дом, ничего не вышло. Тогда он пошел на хитрость. Айна напустил жуткий холод. Собака начала мерзнуть. Айна подошел к собаке и предложил ей теплую шубу в обмен на то, что она его пропустит в дом. Собаке деваться некуда, совсем замерзла, она и согласилась. Тот бросил ей шубу и спокойно вошел в дом. Айна, все же не смог навредить человеку, потому что в доме находился кот. Он был хитрее собаки, и не поддался не на какие уловки айна и прогнал его из дома. С тех пор человек с удовольствием гладит кошку, а собаку гладить не любит, считая, что у нее чертова шкура».

Представления о способности злых духов принимать самые разнообразные формы, широко распространены среди алтайцев, так, например, злые духи – айзе «могут превращаться в человека, рыбу, тряпку».

В верованиях хакасов, айна чаще принимает антропоморфное, нередко детское обличье. Согласно хакасским мифам, встреча с айна часто происходит у охотников, находящихся в тайге. Как правило, эта встреча происходит зимой, в лунную ночь. Айна показывается в виде маленького мальчика, который грозит охотнику смертью. От негативного воздействия айна человека спасает смелость и находчивость. Охотник использует традиционный способ уничтожения айна – нижнюю пуговицу рубашки, используемую в качестве пули.

Как уже говорилось, представления о злых человекообразных духах широко распространены среди алтайцев. «Кормосы – это черти, которые ходят по улице, и делают зло. Они как люди, только темные». Алтайцы нередко представляли кормосов в виде маленьких мальчиков, со светящимися глазами, которые, то появлялись на глаза людям, то исчезали. По рассказам челканских информаторов, существовал Оро-аза (злой дух), в виде маленького ребенка. Его можно было встретить в заброшенных местах. Он насылал на людей неизлечимые болезни. Не всякий шаман мог с ним справиться.

Характерной чертой айна является невидимость. Согласно традиционным представлениям, одним из любимых мест их обитания является овраг. По старинным хакасским поверьям, овраг, как и нора, являлись входом в Нижний мир. Айна всеми способами, чаще при помощи обмана старается заманить туда человека. Попав в овраг, человек нередко может услышать голоса незнакомых людей и почувствовать рядом с собой хаотичные передвижение айна. При этом они остаются для него невидимыми. Спасением от айна является начертание круга, в центр которого должен встать человек и переждать некоторое время.

По алтайским поверьям, злой дух айзе наделяется схожими характеристиками – «непонятным языком», невидимостью и внезапностью появления. Время их активности – ночь. «Айзе встречается ночью. Ходит как тень человека, то появится, то скроется. Был случай. Один мужик вышел из дома, и на веранде встретил покойницу – жену. Она стояла голой, хотя на дворе стояла зима. После этой встречи, через некоторое время, умерли все дети, а сам мужик повесился». Считается, что кормосы могут ходить группами: «Кормосы – это шайтаны, у них разговор непонятный. Они ходят среди людей. Так, однажды они ходили толпой по деревне. Кто-то услышал непонятный звук и поднял панику. Все разбежались по домам».

Традиционно, хакасы приписывали некоторым частям пространства постоянную связь с иным миром. К числу самых распространенных, маргинальных, представляющих большую опасность мест, в первую очередь, относятся заброшенные, нежилые дома – ээн тура. У хакасов не принято заселяться в заброшенные дома. По народным поверьям считается, что там обитают айна, встреча с которыми принесет людям несчастье. И в настоящее время старики говорят, что лучше переночевать на кладбище, чем в заброшенном доме. В связи с этим, большой интерес представляют, записанные нами мифологические рассказы: «Ээн тура – это дом, в котором уже никто не живет. Там живут айналар. Раньше, люди к таким домам близко и подходить боялись. Рассказывали случай. Один мужик проходил ночью мимо ээн тура. Он заметил, что там горит свет. Ему стало любопытно, он решил зайти туда. Вошел в дом и видит, что там сидят мужики, вино пьют, в карты играют. Они предложили и ему сыграть вместе с ними. Мужик согласился. Стал вместе с ними пить вино, играть в карты. У мужика случайно упало под стол карта. Он заглянул под стол и увидел, что ноги у мужиков не как у людей, а коровьи. Мужик понял, с кем имеет дело, и тут же выскочил из дома».

«Двое мужчин пошли охотиться. К вечеру стали возвращаться, видят, стоит пустой дом (ээн тура). Один говорит: «Давай переночуем в этом доме». Второй отвечает: «Чем ночевать в ээн тура, я лучше пойду на кладбище и там заночую. А если ты хочешь заночевать в этом доме, то можешь ночевать, но только предупреждаю, что это «ээлiг тура», место, где обитают духи». На том и порешили, один пошел ночевать в ээн тура, а второй – на кладбище. Первый, разжег костер и стал готовить себе ужин. Поел. Вдруг видит, подполье открылось. Он заглянул туда, а там человек лежит. Это был айна – хозяин ээн тура. Мужчина потеребил айна, а тот лежит, как мертвый. Мужчина поужинал и лег спать. Когда он спал, из подполья вышел айна и убил спавшего мужчину. Утром товарищ пришел его навестить, и увидел, что тот лежит мертвый. И тут он услышал голос айна: «Вот, сейчас надену сапоги, вот сейчас я оденусь…». Мужик тут же со всех ног бросился из этого дома. В ээн тура живут такие черти-убийцы».

Подобные представления встречаются у алтайцев. «Аза – черти, которые живут в заброшенных домах. У нас есть выражение: «Азальу оскотьурт мугу конарым». – «Лучше я заночую на могиле, чем в пустом доме». В заброшенном доме аза покоя не дадут. Будут сбрасывать с места, душить». Согласно верованиям алтайцев, не только в пустующих домах, но и в заброшенных таежных поселках и деревнях можно услышать голоса кормосов, похожих либо на человеческие голоса, либо на лай собак, мычание коров или ржание лошадей. Алтайские старики запрещают разговаривать в таких местах. Нельзя откликаться даже в том случае, если человека кто-то зовет. В противном случае, человек может умереть. Рассказывали случай: «Один мужик заночевал в заброшенном доме. Ему приснился сон. Видит, как черти разводят костер, ставят на него казан. Они уже готовы были убить мужика и приготовить из него еду. Мужик еле убежал от них. Поэтому в народе говорят: «Ээн уда конарга керек тьок». – «В пустом доме нельзя ночевать». В любом случае, лучше заночевать на кладбище, там «чистое» место».

Помимо заброшенных домов, алтайцы остерегались проезжать и в некоторых местах, которые отличаются своей неестественностью, аномальностью. Так, например, «места, где листья осины не опадают, считаются чертовым стойбищем. Там они песни поют, танцы устраивают. Есть поселок Шокша, там их много».

По рассказам пожилых хакасов, местом обитания айна мог стать любой уголок, не входящий в «сферу влияния» духов-хозяев местности. Как правило, такое место в традиционном сознании соотносилось с растущими там деревьями неправильной формы. Хотя не всегда удавалось определить такое место по внешним маркерам. В таких случаях, прислушивались к совету стариков, иначе могло произойти несчастье. Рассказывали случай: «Молодые супруги приехали жить на новое место. Выбрали удобное и красивое место, рядом была река и лес. Люди не советовали им жить на том месте. Оно считалось плохим и поэтому, там никто не жил, несмотря на красоту и удобство для ведения хозяйства. Молодые не стали к этому прислушиваться, и поставили на том месте юрту. Как-то раз, ранней весной супруги спали в юрте. Жена проснулась среди ночи, разожгла очаг и вышла из юрты. Ночь была лунной, на небе ярко высвечивались звезды. Дул легкий ветерок. Женщина залюбовалась звездным небом. Вдруг, она почувствовала, что к ней что-то приближается. Она обернулась, и увидела гроб. Вскрикнув от испуга, женщина в туже минуту забежала в юрту. Спряталась за спиной мужа. Муж проснулся и увидел, как дверь открылась, и в юрту влетел гроб. Он был большим и закрытым. Мужчина не растерялся. Вынул из очага горящее полено. В народе считается, что огонь отгоняет всякую нечисть. Он начал поленом гонять гроб, читая при этом молитвы. Гроб вылетел из юрты. Мужчина закрыл дверь и начертил на ней крест. Через некоторое время умерла жена. Мужчина оставил эту юрту и уехал в другое место. С тех пор, на этом месте никто не живет. Люди стараются обходить его стороной».

Смерть человека тюркоязычные народы Сибири осознавали как переселение в мир, где продолжается его существование. Но в тоже время считали, что непосредственно после смерти, человек превращается в духа и некоторое время остается в тех местах, где обитал. В случае нарушения погребальных обрядов, он мстит людям. При исправлении допущений оплошности дух умершего отбывает в мир усопших.

В традиционном сознании хакасов, образ посмертной души человека – узут, порой сливается с образом айна. Считалось что, оставшись в Среднем Мире, она причиняет людям различные несчастья и болезни. Качинцы считали, что человек после смерти блуждает в течение сорока дней между могилой и юртой, т.к. еще не знает о своей смерти. Такого человека называли эбэртых. Если он приносил беспокойство, то по просьбе родственников шаман «отправлял» его в мир умерших». Но и после ухода в страну мертвых души не всегда оставляют живых в покое. Они носятся по земле в виде вихря и могут схватить душу подвернувшегося на их пути человека. Узут могла вселиться в человека, тогда у последнего внезапно начинал болеть живот острой, режущей болью, появлялась рвота. В таких случаях приглашали особых людей, которые могли изгонять непрошеную душу. Приемы, употребляемые для этого, довольно сложны. На больного плюют, бьют его какой-либо одеждой. Если боль не прекращается, то около больного жгут на горящих углях талган и дают больному вдыхать запах; жгут также табак. Накормив, таким образом, начинают пугать душу, поднося к больному горящий уголь. Все эти приемы сопровождаются соответствующими обращениями к душе и к духу огня. Обращаясь к душе, ее называют именем какого-нибудь умершего. Говорят, если имя души будет найдено, изгоняющий чувствует определенное нервное переживание, сопровождаемое позевываниями. Тогда боль должна пройти. Если такого переживания не последует, все эти приемы повторяют снова, называя другое имя. Иногда среди умерших имя души не находится, – тогда начинают призывать и живых. Если указанное переживание последует при упоминании имени живого человека, то ему предстоит скоро умереть, ибо душа его начинает уходить от него, а больной выздоровеет, если причиняющая боль чужая душа будет изгнана.

Хакасами строго соблюдались запреты, связанные с похоронными ритуалами. Так, например, когда, у кого-то в доме умирал человек, то его жители не имели права, по истечению сорока дней, заходить в другой дом. Когда уже отвели сорок дней, то соседи и родственники приглашали их, к себе в дом. Этому человеку, обязательно дарили платки, чтобы он отвел беду. После сорока дней не разрешалось ходить на кладбище. Объясняли это тем, что нельзя прокладывать «новую тропинку» к мертвым. Если на могиле свалится крест или памятник, то не разрешалось его устанавливать заново. Считалось, что в случае, когда люди нарушали данные запреты, то обязательно приходила беда. Беременным женщинам запрещалось присутствовать на похоронах и ходить на кладбище, считалось, что мог родиться мертвый ребенок. Человеку, побывавшему в том доме, где находится покойник, вернувшись домой, перед дверью необходимо отряхнуться. В этом случае, беда не сможет прийти в его дом. При похоронах, опасно забыть какой-нибудь предмет, связанный с умершим. Когда возвращаются за этим предметом, то эти люди, с собой приносят беду. Старики рассказывали. «В деревне погиб мальчик. При его похоронах забыли веревки, при помощи которых в могилу опускают гроб. Мужчины вернулись домой за веревками. Узнав, с какой целью они возвратились, знающие женщины, со страху попятились назад. Женщины знали, что эти люди с кладбища принесли несчастье. Действительно, в скором времени умерла хозяйка этого дома. Через полгода повесилась ее сноха, оставив годовалого ребенка. А, чуть позже угорели ее муж с ребенком. Таким образом, все жители этого дома погибли».
Схожие представления находим у алтайцев. Если в каком-то доме умер человек, то на этот дом накладывали табу. Туда из соседей, никто не ходил в течение 40 дней. Такой дом называли харалу. Хозяин дома – ближайший родственник умершего не имел права в течение одного года ходить в горы. Такого человека, также называли харалу. Вероятно, семантика слова харалу, обозначающая черный цвет, соотносилась с подземным миром, со смертью.

Айна, как и узут у хакасов нередко представлялся в образе вихря – хуюн, который уносил человеческое счастье. Хакасы всегда осторожно относились к вихрям. В случае, когда вихрь касался человека, то ему необходимо было отряхнуться. По хакасским поверьям это делалось для того, чтобы нечистая сила, несчастье не прицепилось к человеку, и обошли его стороной. Пожилые хакасы до сих пор говорят: «Хуюн ол айна, кiзiнiн худы хап апарча, анан кiзi ол парча» – «Вихрь – это черт, когда он похитит у человека душу, то потом тот умирает».

По традиционным верованиям тюрков Южной Сибири, ветер мыслился как причастный иному миру и его дуновение, как считалось, могло стать причиной дискомфорта, особенно, если это был ветер – «посланник Нижнего Мира». В представлениях хакасов, «Чил ээзi чабал кiзi» – «Хозяин ветра плохой человек». Чил ээзi это женщина, одетая в белое платье, в руках у нее белый круглый шар» [ПМА, шаманка Бурнакова Тади]. Наделение негативными чертами ветра проявляется в приметах, так, например, когда после похорон время дул сильный ветер, то человек был нехорошим. У алтайцев приближение кормоса знаменуется холодным ветром: «Кормос» – это душа умершего человека. Когда он приближается, от него холодом веет, как от бурана зимой. Однажды я была в гостях. Ночью сплю и вижу, как открылась дверь, в доме стало холодно. Показался человек. Весь черный. Он на меня смотрит. От него идет холод. Сам он стоит у дверей. Потом он перешагнул через порог, пошел в комнату, где спали хозяева дома. Через некоторое время вышел из дома. У меня одна колоша в подполье упала. Я попросила хозяина дома Тихона достать ее из подполья. Ночью пошла домой. По дороге меня все время звал голос. Я дошла до дома. В скором времени Тихон заболел. Стал худеть и недолго проходил, умер. А жена у него до сих пор живая».

Хакасы выработали способ обнаружения и нейтрализации айна. Для этого необходимо было посмотреть на вихрь под локтем согнувшейся руки. По народным представлениям, таким образом можно увидеть айна, в виде человека, который находится в центре этого вихря. Можно наблюдать за тем, как он передвигается. Для того чтобы обезопасить себя, рекомендовалось плюнуть на него несколько раз, и бросить в него нож. Считалось, что если удачно в него попадешь, то из вихря начинала капать кровь.

Аналогичные представления об узуте и айна существовали у шорцев: «Usut – душа умершего человека, название злого духа вообще. Юзют, по существовавшим некогда представлениям, приходит к жилищам своих сородичей стучит и пугает их; он может даже входить в человека. Обычно он входит в какого-нибудь родственника, который после этого сразу же заболевает. Для излечивания больного совершается обряд изгнания юзюта – usut suyar. Знающий обряд человек, обычно старик или старуха, окуривал больного и произносил обращение к юзюту, стараясь его запугать. Особенно важно было при этом узнать имя юзюта. Считалось, что знание имени юзюта дает заклинателю силу над духом; вот почему совершавший обряд перечислял по очереди всех недавно умерших родственников больного, стараясь открыть виновника болезни.

Нередко юзют совместно с айна начинали вредить живым людям. «Душа умершего человека вместе с айна, съевшим ее, ходит. Когда они во время своего хождения живому человеку повстречаются, они с ним здороваются. Когда они так поздороваются, айна и душа умершего человека живого человека хворать заставляют. От какой болезни умер человек, душа которого напала на живого, от той болезни заболеет и умрет (этот человек)». По существовавшим представлениям, духи могли съесть, загрызть человека. Н.П. Дыренкова писала: «Шорская женщина из рода Кобый на реке Кобырсу в 1925 г. на мой вопрос, сколько у нее детей, ответила – было шесть человек детей, из шести детей только двоих вырастила, четверых айна съел. Семьи, в которых умирали дети, переезжали много раз с места на место, с тем, чтобы укрыться от айна. В прошлые времена, когда хотели сказать, что человек умер, говорили «айна съел».

Схожие представления о злых духах в образе вихря встречаем у алтайцев. Вихрь считался летающим кормосом. Он мог забрать у человек чула (душу). Алтайцы верят, что если человек заболел, либо умер прежде срока, это означало, что его чула забрали кормосы. В сознании алтайцев вихрь мог мыслиться, и как наказание за какие-либо нарушенья, совершенные людьми. Пожилой алтаец рассказал нам следующую историю: «Второго августа, в Ильин день нельзя метать сено. Если будешь работать, то поднимется вихрь и разбросает сено. Рассказывали, что один мужик сметал в этот день сено. Стал его огораживать. Вдруг прилетел ворон. В лапках он держал горящую щепку. Ворон бросил ее на стог, и все сено сгорело, поэтому в Ильин день нельзя работать».

Для того чтобы кормос не забрал душу человека и вообще для защиты от негативного воздействия злого духа, алтайцы плевали на вихрь, ставили вилы, доставали ножи и бросали в его центр любой острый предмет.

У хакасов, как и у других тюрок Сибири, запрещалось упоминать злых духов, рассказывать о них, так как они якобы могли откликнуться и причинить вред произнесшему запретное имя. Хакасские старики до сих пор говорят: «Ильхан-айна адаза – айна орiнче, Худай-абачах адазы – Худай орiнер» – «Когда называешь имя Ильхана-айна – радуется айна, когда произносишь слово Худай-Бог, то Худай радуется». У хакасов существовал запрет на произношение слов, связанных с айна и вообще всего, имеющего негативную окраску. Данное правило приобрело этическую норму. «Людей нельзя оскорблять, называть по-плохому, потому что все сказанное может воплотиться в действительности. Никогда нельзя отвечать злом на зло. Даже если вас оскорбят, то не следует отвечать тем же. Можно дать такому человеку хлеба. Иначе это может отразиться на тебе или на твоих детях». Но все же в некоторых случаях, допускалось использование слова айна. Особенно часто это практиковалось для того, чтобы отвести беду и при различных приметах, так, например, «если, вдруг в ухе зазвенело, то необходимо сказать: «Айна полза – тас хап, кiзi полза чаг хап» – «Если черт – то мешок камней, если человек – то мешок сала».


Вы здесь » Мистерия Волшебства » Шаманизм в современном мире » Шаманизм Хакасии